?

Log in

No account? Create an account

Папярэдні запіс | Наступны запіс

Продолжение. Начало здесь.
Журнал "Бизнес
и политика" №7, 1995
М.В.Ильин
Кому, что и откуда обустраивать?
Заметки по поводу публикаций А.Солженицына, В.Мацкевича, В.Цымбурского и В.Мясникова


Будет ошибкой — я утверждаю это вопреки собственным чаяниям, мечтаниям и "благим намерениям" — исходить из того, что Россия населена рациональными гражданами. На деле однозначная квалификация невозможна, что в значительной мере извиняет двусмысленность солженицынокото текста. Можно предположить, что основная масса населения в виде своего рода "ореола" окружена маргинализированным "быдлом" и столь же маргинализированными "гражданами", а также что ее "ядро" (маргиналию наоборот)-образуют двойники — начальство и интеллигенция. Такая разнородная масса живет только' "благими намерениями". Все вожди от "как бы радикалов" Б.Ельцина и В.Жириновского до "как бы человеколюбцев" А.Солженицына и С.Ковалева это ощущают и "хотят как лучше" Народом такая масса при нынешних условиях стать не способна.
Второе возражение. При всей глубине и мощи тоталитарной форсированной модернизации наша страна сохранила весьма прочные предшествовавшие ей имперские структуры. Она продолжает жить как настоящая историческая империя, образованная Вечным Городом. Недаром вопреки желанию и даже логике В.Мацкевича жизнь заставляет вводить его в свои расчеты и столицу, и Центр (синоним Вечного Города в современном политическом дискурсе). Колоний у нас нет и не было, как не было их, например, у Рима или Вавилона. С некоторой натяжкой отдаленным прообразом колонизации можно счесть первичное восточнославянское расселение по урочищам-оазисам и сходную казачью экспансию более поздних времен*. Колонии в строгом первоначальном смысле создают "матери городов", метрополисы, т.е. процветающие и перенаселенные города-государства. Новоевропейские колонии — явления иного рода. Они созданы метрополиями, т.е. современными европейскими нациями-государствами, которые могут осуществлять имперский монтаж и демонтаж без жизненных угроз для самой метрополии. Россия же метрополии никогда не имела, хотя своего рода метрополис всегда был: Киев, Сарай, Москва, Петербург, снова Москва.
* См.: Ильин М. Русь, куда же несешься ты? — "Бизнес и политика ",1995, № 2, с. 56-62.
Гораздо реалистичнее посылки Вадима Цымбурского. Он видит иррациональность и многбслойность населения, понимает, что подвигнуть на что-либо его может не рациональный расчет, а скорее "благие намерения". Он сознает ключевое (практическое и символическое) значение Центра, “столицы. Отсюда весь пафос переноса столицы в "зауральский Петербург". Нужны новые вдохновляющие цели, чтобы сменить фазу спада фазой подъема. Общецивилизационные ценности и русские идеи в силу своей иррациональности и, главное, ориентированности на тупиковые варианты развития не только не способны по'мочь формированию таких целей, но скорее этому мешают. Одной из глубочайших реальных проблем является геополитическая деформация того пространства, которое именовалось СССР и основную часть которого составляет нынешняя Российская Федерация. Символом — простым и понятным всем: от интеллигентов и начальства до маргиналов и граждан — исправления этой деформации и обращения России от имперской экспансии ("похищения Европы"**) к упорядочению своей внутренней геополитики ("к своему Востоку") может и должен, по мысли В.Цымбурского, стать перенос столицы за Урал.
** См.: Цымбурский В. Остров Россия (Перспективы российской геополитики). —"Полис", 1993,№ 5, с. 6-23
Идея переноса столицы важна как знак новой, геополитически мотивированной политики консолидации, "сосредоточения России". Такой символ способен воздействовать на самых разных людей, стать импульсом высвобождения творческой энергии и одновременно ее концентрации. Глядишь, и нынешнее население со своим разноперым обрамлением и ядром консолидируется в народ. Глядишь, и за объединившим людей делом появится действительная политическая организация, если и не вполне рациональная, то уж-во всяком случае осмысленная. А потом может быть развернута долгая и кропотливая работа по исправлению геополитических деформаций.
Однако вдохновенным интуициям В.Цымбурского можно противопоставить рациональные расчеты весьма высоких издержек и неблагоприятных последствий переноса столицы за Урал. Эти последствия связаны не только с материальными потерями для старой и для новой столиц, да и для всех регионов России, которым придется оплачивать эту затею. Рядом с выправлением одних геополитических деформаций возникнут новые, возможно, не менее, если не более опасные, например, перенапряжение слабых и ранимых экологических и транспортно-коммуникационных структур Сибири, провоцирование центробежных тенденций в "оставленной" Великоруси и особенно Новороссии.
В международном плане перемещ&ние имперского Центра может спровоцировать резкое усиление пока, к счастью, весьма слабого "засасывающего эффекта": есть все основания полагать, что не империи падали под ударами варваров, а падение империй втягивало в ее пространства агрессии и войны. Отнюдь не хотелось бы, чтобы оставление "беспризорных пространств" или иллюзорное преувеличение такой беспризорности спровоцировало мировую войну, как это произошло после развала Оттоманской и Австро-Венгерской империй.
Наконец, и это главное мое возражение, вся затея с переносом столицы при сохранении нынешней конституции (реальной и писанной) привела бы к тому, что через несколько десятилетий удалось бы в лунном случае воспроизвестн то, что мы уже имели — историческую империю, В ряду "Киев, Сарай, Москпа, Петербург, Москва" появилось бы новое гордое имя — Новосибирск.
Ах, когда бы по примеру Агафьи Тихоновны можно было бы к рациональности В.Мацкевича приставить интуитивизм В.Цымбурского! есть риск, что пророчества и "благие намерения" солженицынского типа получили бы более яркую и осмысленную проработку. Однако возможны и более конструктивные результаты.
Расчеты В.Мацкевича можно было бы освободить от наивно-модернизаторского пафоса. Они могут быть построены не на надежде на рациональное поведение регионов и масштабных политических субьектов, а на постепенном вовлечении в истечении в созидательную политическую работу атомизированных (модернизированных) в ходе "индустриализации" индивидов. Потребуется создание множества порой несогласуемых или в значительной мере иррациональных моделей поведения, которые позволили бы атомизированным индивидам конструктивно использовать старые, а потому понятные и приемлемые корпоративно-общинные, земско-волостные, профсоюзно-советские и прочие структуры, а не навязывать небывалые, а потому непонятные и неприемлемые симулякры чужого успеха.
Интуиции В.Цымбурского можно освободить от упований на позитивный автоматизм эффекта символического жеста переноса столицы. Скорее следовало бы выявить ряды смыслов, которые могут породить этот ("зауральский Петербург"') и другие символы обращения к себе, возможности соединения различных символов сейчас и в перспективе.
Не рискую проделывать эту работу за В..Мацкевича и В.Цамбурского. Предложу лишь некоторые соображения, которые, надеюсь, могут оказаться полезными. Соединение людей, волостей и земель, т.е. их социальная интеграция, экономическая адаптация и политическое целеполагание, будет наиболее оптимальным устойчивым при движении снизу вверх. Создание механизмов опосредования и организации интересов имеет здесь ключевое значение. При этом механическая солидарность одинаковых может и должна дополняться органической солидарностью разных. Самоидентификация локальных корпораций и групп интересов, городов и весей, волостей и краев предполагает осознание и оценку прежде всего собственных геополитических возможностей, а тем самым — и "внутренней геополитики" России. Причем ощутимые результаты могут быть, увы, получены лишь в ходе длительной работы по меньшей мере трех-четырех поколений. Столько же, если не больше, времени уйдет на действительную, а не декларативную модернизацию и федерализацию Конституции и политического строя России.
Что может быть, символом, побуждающим к подобной долгой работе? Идея чести и достоинства, которые обретаются не где-то там, а здесь и сейчас. Это достоинство спокойной уверенности в себе и в способности "возделывать свой сад". Не в амбициозных устремлениях, а в умении делать дело и соответствии со своим призванием и вопреки обстоятельствам можно и должно сегодня обретать и смысл своей жизни, и свое достоинство. Отказаться от искушения все решить разом или за 500 дней. Думать о ближайших пяти столетиях и о том, чтобы Ваша работа и Наши усилия не были напрасны. Обогащаетесь разумом и интуицией — передавайте их другим поколениям. Будущее России прирастать будет не только Сибирью и Севером, и уж конечно, не только столицей, но теми ядрами консолидации достойной жизни (что и составляет, по Аристотелю, но вопреки Солженицыну, смысл политики), которые могут образоваться и уже образуются в самых разных землях и весях нашего Отчества, и прежде всего на рабочих местах, в кругах семейного, соседского и профессионального общения.
Не слишком ли долго? Не слишком ли наивно полагаться на стихию самоорганизации? Вопросы и стоящие за ними возражения вполне резонно. Провоцируемый сверху развал политического строя, усугубление геополитических деформаций, не говоря о сотнях других — и не только политических — причинах, ограничивают запас времени и возможности стихийной самоорганизации, Уш-рсиному созиданию снизу требуется встречный ток сверху, а также нодчсржка "сбоку". Полому можно и должно предложить целый набор паллиативных мер, которые могут стать ступенькой к более серьезной работе в будущем и уже сейчас оказаться полезными.
Первым комплексом таких решений могло бы стать выделение общегосударственных (столичных) функций и их геополитическое рассредоточение в нынешним пространстве россии.
Такое разделение функций неизбежно связано с конституционными реформами не на словах, а на деле. Для начала потребуется избрать не одною лидера-героя на президентских выборам (такого не видно — и слава Богу), а команду лидеров и их соратников для разных вешен власти и ходе серии выборов. Новому руководству следует уклониться от искушения написать новую конституцию. Президент мог бы добровольно, в рамках действующей конституции передать часть своих полномочий различным функциональным ветвям власти. Это могло бы стать символом доверия, стабильности и сотрудничества, который мог бы породить целые серии символических и прагматических действий по стабилизации и развитию политической организации на всех уровнях.
Переезд функционально специализированных органон власти В относительно малые и хиреющие города — старинные или возникшие ч процессе милитаристской "индустриализации" -- мог бы помочь развитию и отдельных обшегосударсларс! венных функции, и малых городов с прилегающими округами, разгрузил бы Москву ог тяжссш имперского бремени, Рим, по крайней мере со времен домината, послг-доваюльно разгружался за счет столиц-двойников, нередко функционально сисииалтировлнных. Современная Россия могла бы позволить себе, к примеру, перенести в Сибирь Сонет безопасности как высший орган особой мобилизационной власти, ориентированной на противодействие кризисам — ес!естиснным и антропоюнным, внешним и внутренним. На Урале могло бы р.1 <мес-[ит],ся Пранительсчно, занятое налаживанием административной рутины и оспобоя-.юнпос от всякой чрезоычайщины Советом безопасности. В полосам соединения Великоруси, Новороссии и Поволжья могли бы расположи гьсн органы высшей законодательной и судебной власги.
Президент, отказавшийся от претензий на одну или несколько специализированных властей и преира'1нв|иийея в посредника между властями, мог бы сохранить свою-решденцню в Москве. Здесь же мог бы собираться съсэд-иарламенг-собор как совещательный орган представительной власти, что не предиолагасчся конституцией, но и не Противоречит ей. Это освободило бы Федеральное Сооранис от мешающего ему эффективно работать смешения иредс-ыви-юльских и <аьино ] ворческих (Дума), а также законоохра-нителын,1.\ (Совет <11с..1ерлции.1 функций. При сохранении президентства в Москве целесообразно было Г^ы перевесги Центральный банк либо В Петербург, либо наобор01 -- в Крупный юрод на Востоке. Сохранение Центрального банка в Моекнс предполагало бы переезд Президента и представительного собрания (собора, съезда) в один и'; малых юродоп,
Параллельно могла бы идти работа по консолидации и р.пшшпо ре[ ионов, в том числе и укрупненных земель масилаба Великпруси, Попороьсии. Поволжья, Северной России, Урала, Сибири и т.п. на основе уже сушесгвующик объединений типа "Большой Волги", "Большого Урала", "Сибирского со1л;Ш1сния" и т.п. Во многих случаях создание таких земель, как и развшие краен и областей может быть сопряжено с созданием иремсн(п,|\ или постоянны', новых цс]Пр01! административной, представительной и судебной властей В требующих геополитического подкрепления городах и местностях.
Особой проблемой является Дальний Восток. В результате искусственных деформаций, усугубивших изначальную геополитическую оп.едиценноеть, этот регион стал отрывающимся или уже фактически оторвавшимся от России анклавом. С учетом прекрасно описанного.
Владимиром Мясниковым* демо-популяционного давления ("этнической экспансии") Китая, роста его экономических, а в перспективе — и военно-стратегических притязании "китаизация" российского Дальнего Востока представляется неизбежной и довольно скорой, особенно при сохранении нынешней дальневосточной внутренней политики, точнее, отсутствии таковой. В результате на огромном пространстве тихоокеанского \ побережья от Тонкинского залива до Берингова пролива и на тысячи километров вглубь континента может возникнуть сверхдержава куда как более мощная и опасная, чем прежняя "империя зла", к тому же экспансионистски нацеленная на Сибирь, Среднюю Азию, а при последовательном использовании евразийской доктрины — и на всю остальную Евразию до Карпат и Балтики. Японии и Корее, даже объединившейся, не останется иных шансов, помимо "фйнляндизации". Тихий же океан вместо торгового "Средиземноморья" рискует стать военным.
* Мясников В. "Русское дело" в Северо-Восточной Азии. —"Бизнес и политика", 1995, № 3, с.57-63.
Благие пожелания типа Мясниковских — "сохранение территориальной целостности", "оптимальное использование экономического потенциала зарубежных государств" (кто согласится?), "превращение РФ в одного из лидеров СВА" и т.п. — могут только отвлечь от формирования рациональной дальневосточной политики. Ее ключевым элементом должно а стать признание особого статуса Дальнего Востока (доминион, протекторат, "свободно | присоединившаяся ДВР" или что-то иное), который позволял бы дальневосточникам более эффективно мобилизовывать ресурсы самостоятельного выживания, в том числе и с помощью заинтересованных в противодействии "китаизации" зарубежных стран, транснациональных корпораций и объединений граждан. России и пока представляющему | ее Центру это позволило бы отказаться от значительной части явно нереализуемых 3 обязательств (в обмен на право налогообложения и т.п.), сконцентрировать политические и ] военные усилия прежде всего на развитии действительно эффективной обороны, а также на ,_ обеспечении гарантий безопасности и самостоятельности Дальнего Востока вкупе с совершенствованием транспортно-коммуникационной и культурно-просветительской инфраструктур региона как продолжением соответствующих российских инфраструктур.
***
Открытая и серьезная дискуссия по выработке новых конституционных и геополитических ориентиров развития России, разумный поворот "к своему Востоку", отказ от "похищения Европы" и прочих попыток "войти в чужую историю" (особенно нелепа нынешняя мода на мечтания по поводу вхождения в тихоокеанскую историю) — все это может стать основой для разработки и принятия долговременной политической программы, которая могла бы получить доверие и поддержку населения России, сплотить его в народ, дать зримые ориентиры и символы, но также и вполне рациональные основания и правила повседневной деятельности граждан, корпораций, волостей и краев. Такая программа могла бы также повысить доверие и уважение к России за рубежом, сделать нашу страну привлекательным партнером, с интересами и планами которого надо, однако, считаться. Нужна всего лишь малость — начать с себя, с обретения достоинства и уверенности в своих силах. А для этого нужно лучше понять себя. Этому, несомненно, помогают опубликованные в "Бизнесе и политике" статьи В.Мацкевича, В.Цымбурского и В.Мясникова. Размышляя о намеченных в них подходах, я попробовал сформулировать ответ на вопрос:
"Кому, что и откуда обустраивать?" Ответ получился довольно наивный, но, как мне кажется, убедительный: обустраивать самим и себя, оттуда и там, где находишься.

Comments

( 1 камэнтар — Пракамэнтаваць )
streithahn
07 Стд 2014 10:43 (UTC)
Вова, это, по-моему, конец: даже обгадить уже толком некому. Даже мне лениво. Соль в том, что мир идей устроен немножко иначе, чем нам представлялось в ранней молодости.

Не примите за желание задеть: я тут всего лишь разбираюсь с нюансом, в который и сам упёрся.

Интернет -- это ПОСЛЕДНЕЕ место для пристраивания текстовой
продукции: то, в которое сбрасывают материал, если ни в какое
более перспективное место пристроить его не получается или лень.
Нормальные интеллектуалы, интегрированные в систему коллективного
научного и квазинаучного "развода" государства, общества и
предприятий на деньги, выкладывать свои тексты в интернет отнюдь
не торопятся: чтобы конкуренты не узнавали секретов, и чтобы
посторонние культурные люди не ужасались гадостям и не смеялись
над заумью, серятиной и галиматьёй, которые впариваются
"избранным" под видом высокоинтеллектуальных текстов.

Концептуально обрабатывать через интернет широкие массы трудя-
щихся -- поверх сложившихся ревнивых "интеллектуальных кругов"
-- тоже получается лишь в очень малой степени, потому что массы
падки больше на простенькое и вульгарненькое и ходят в интернет,
чтобы общаться, развлекаться и самолюбоваться, а не чтобы читать
о том, что их головы набиты вредными глупостями.

Катастрофичность такой ситуации в личном плане состоит даже не
в том, что не сможешь кормиться своей интеллектуальной продукци-
ей, а в том, что тебя со временем элементарно ЗАТРУТ, а что
касается твоих идей, то их частью похерят, частью переврут и
выдадут за свои.


Edited at 2014-01-07 10:47 (UTC)
( 1 камэнтар — Пракамэнтаваць )

Profile

Доктор
worvik
Мацкевіч Уладзімір
Методология.by

Latest Month

Кст 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Распрацавана LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister