?

Log in

No account? Create an account

Папярэдні запіс | Наступны запіс

      Еще студентом я начал сотрудничество с Бюро конкретных социальных исследований (БКСИ) ЛИИЖТа (Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта). В начале 80-х на базе БКСИ была создана первая в СССР гуманитарная кафедра в техническом вузе – кафедра прикладной психологии, социологии и педагогики. Это было странное образование, слегка инородное тело, непонятное очень многим. Нам постоянно задавали вопросы: "А чем вы там занимаетесь?" Мы-то знали, чем занимаемся, но отвечать на такие вопросы не умели, да и не очень хотели, чаще просто отшучивались.
      Создал кафедру психолог Виктор Аллахвердов, человек творческий с авантюристскими наклонностями. Работать на кафедре привлекались другие психологи с аналогичными наклонностями, но так же литературоведы, режиссеры, и просто люди, желающие странного. В 1983 году туда взяли и меня после 7 месяцев безработицы. Поначалу я вполне вписался в этот авантюристский коллектив, постепенно стал старшим научным сотрудником, начал преподавать, и даже возглавил тот самый БКСИ. Но потом мы все разошлись во взглядах и подходах, и я уехал в Латвию. Но идея сочетания гуманитарного и инженерного подходов и реформирование высшего образования на основе этого сочетания осталась со мной до сих пор.
      Мне везло в жизни. Несколько раз в жизни я оказывался в авангардных группах и командах, идеи, подходы и деятельность которых намного опережали свое время. Это здорово – работать и жить в пионерских командах, где творчество, импровизация, критика становятся образом жизни. Они определяют полноту жизни. Опыт работы и жизни в таких командах не забывается. Потом все приходится сравнивать с этим опытом, оценивать через него. И неполноценность рутинной деятельности, скучной работы, серой жизни становятся невыносимыми. Человек, получивший опыт жизни в пионерских коллективах, работы на фронтире, уже не может просто так  жить и работать, он бежит от рутины, от скуки нормированного функционала, от восьмичасового рабочего дня. Бежит от всего этого, устремляясь туда, где понедельник начинается в субботу, где сегодня никогда не знаешь, с чем придется столкнуться завтра, где, только научившись что-то делать хорошо, оставляешь это дело, увлекаясь тем, что еще никто никогда не делал, поэтому никто не умеет, и нужно не просто учиться, а самому изобретать способы, методы, подходы.
      Этот импульс «понедельника, начинающегося в субботу» я получил еще до БКСИ, еще в студенческом семинаре, который мы с друзьями организовали на втором курсе психологического факультета, подражая семинарам ММК (Московского методологического кружка). Собственно этот импульс меня и привел в ту группу авантюристов. Про БКСИ я вспомнил, прочитав короткую статью Эндрю Дельбанко:
«К счастью, появляются новые многообещающие модели, придающие образованию большую связность и емкость. Йельский университет и Национальный университет Сингапура совместно учредили Yale-NUS, первый в Сингапуре гуманитарный колледж. Этот новый колледж для местного населения, возглавляемый литературоведом и астрономом, ориентирован на разрушение междисциплинарных барьеров и предоставление студентам возможности учиться друг у друга. Аналогично, канадский университет «Квест» поощряет студентов использовать как естественнонаучные, так и гуманитарные знания при решении наиболее острых проблем сегодняшнего дня.
Подобные усилия уже давно предпринимаются в США. Например, программа государственного университета Северной Каролины «Benjamin Franklin Scholars program» – результат сотрудничества между Инженерным колледжем и Колледжем гуманитарных и общественных наук – направлена на «подготовку всесторонних профессионалов, способных аналитически решать проблемы, принимать этические решения и эффективно общаться». К сожалению, таким программам часто недостает известности и влияния, необходимых для того, чтобы придать направление реформе образования.
»
      Это правильные и перспективные модели и усилия. Именно этого мне хотелось бы в нашем Летучем университете. Но с каким трудом достигается взаимопонимание между гуманитариями и технарями!
      Уж я-то знаю, о чем говорю! У меня на этот счет 30-ти летний опыт.
      Но я знаю, кто способен к такому взаимопониманию и среди гуманитариев, и среди технарей, и физиков, и лириков, и прагматиков, и романтиков!
      Это авантюристы и пионеры-первопроходцы! Люди, желающие странного, для которых понедельник начинается в субботу. Люди не поклоняющиеся «пятнице», а умеющие рисковать, заглядывать в неведомое, терпеть не могущие затхлости и рутины. Готовые легко оставить то, что умеют делать лучше других, этим самым другим, и с упоением осваивать то, что еще никто не умеет, чтобы научиться, чтобы смочь, мочь и уметь, и снова оставить, уходя вперед, дальше, туда, где никто не бывал.
 

Comments

( 6 камэнтароў — Пракамэнтаваць )
streithahn
28 Ліс 2013 16:31 (UTC)
"Это авантюристы и пионеры-первопроходцы! "
А в "сухом остатке" у них что-нибудь ПО-КРУПНОМУ есть? Или свелось в основном к "шумим, брат, шумим"? Типа участвуем в коллективном интеллектуальном процессе, так что выделить персональный вклад затруднительно? Прорывисты, как правило, фигурируют в качестве одиночек. Разумеется, рядом всегда кто-то находится, но основное делают они сами -- как Рики-Тики-Тави на полу в ванной комнате большого дома в посёлке Сигал.
worvik
28 Ліс 2013 21:22 (UTC)
"Прорывисты, как правило, фигурируют в качестве одиночек."
Откуда вы вывели такое правило?
streithahn
29 Ліс 2013 08:16 (UTC)
Почти все, кого подсказывает моя неверная память, фигурируют как отдельностоящие интеллектуалы, а не как главы коллективов: Менделеев, Рентген, Эйнштейн и т. п.

Ну, бывают продуктивные пары (Маркс+Энгельс, Ильф+Петров, Стругацкий+Стругацкий), но редко.

Причина в том, что в коллективах, в которых нет доминирующих личностей, а есть разве что первые среди равных, много сил уходит на споры, много возможностей теряется из-за компромиссов.

И разве Вас лично никогда не вязали по рукам-ногам моральные обязательства? Я, к примеру, могу высказать всё, что думаю о Быкове или Некляеве, а Вам так придётся просчитывать последствия.

Можно указать много прорывных монографий, но трудно вспомнить (мне, во всяком случае) хотя бы один прорывной "коллективный труд" (а если вспомнится, то как бы он не оказался сборником).

Я не отрицаю полезности продвинутой интеллектуальной среды.


Edited at 2013-11-29 08:17 (UTC)
worvik
29 Ліс 2013 08:49 (UTC)
Все не так.
Автомобили, самолеты, мосты, небоскребы, макинтоши и майкрософты создаются коллективами. Коллективами конструкторов, изобретателей, дизайнеров, архитекторов, программистов.
Это творческая деятельность. Без творческих коллективов невозможны прорывы и достижения в науке, инженерии, бизнесе. Творческий коллектив не состоит из одних только творческих личностей. В первую очередь это атмосфера. Атмосфера споров, в том числе.
Понять чем отличаются творческие споры в таких коллективах от межличностных разборок в большинстве других можно только на опыте. Не каждому повезло побывать в таких коллективах, почувствовать творческую атмосферу, поиграть идеями и мыслями, которые обогащаются и шлифуются репликами каждого из участников творческого коллектива.
Это никак не отменяет личных достижений. Часто результаты коллективной работы оформляют отдельные люди под своим именем. Иногда они вежливо благодарят своих коллег. И не всегда результаты выходят в свет под именем тех, кто сделал главный вклад.
Самолеты называют именем начальника КБ. Ордена дают начальникам. Пиар раскручивает имена собственников и основателей фирм. И широкая публика относится к этим людям, как к гениям, звездам и т.д., совершенно не понимая, как делалась работа в реальности.

Индивидуальное творчество больше характерно для искусства. Да и то не всякого. Театр и кино точно не дело одиночек. Даже у простенькой песенки может быть 3-5, а то и больше авторов.

Давайте оставим штампы и предрассудки журналистам, плохим учителям и массовому сознанию.

streithahn
29 Ліс 2013 10:00 (UTC)
"Давайте оставим штампы"
Против оставления штампов указанным категориям я не возражаю.

В остальном Вы несколько соскальзываете с темы.
Разговор шёл о разработке новых подходов (может быть, даже новых "парадигм": кому-то же надо замахиваться и на такое), а не о проектировании больших технических систем или создании кинофильмов. Я сразу этого не уточнил, потому что, по-моему, это должно было быть было понятным из контеста (я упоминал монографии).

"Пиар раскручивает имена собственников и основателей фирм."
"Пиар" раскручивает Гауди, Ле Корбюзье, Хундертвассера, Фердинанда Порше и др.

Давайте будем отличать соучастие в разработке принципов от участия в разработке деталей в рамках принципов.
worvik
01 Снж 2013 09:21 (UTC)
Вот и давайте различать.
Я упомянул команду, которая была первой в своем деле. Потом были другие. Даже ссылку на этих других дал.
Правда, та команда была в СССР, которого уже нет. Впрочем, той команды тоже нет.
Но сути дела это не меняет.
( 6 камэнтароў — Пракамэнтаваць )

Profile

Доктор
worvik
Мацкевіч Уладзімір
Методология.by

Latest Month

Кст 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Распрацавана LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister