?

Log in

No account? Create an account

Папярэдні запіс | Наступны запіс

О чем думает этот мальчик, разглядывая следы лондонского погрома? Возможно, о том же, о чем и я:

«Как это стало возможным?»
 

Лондонская полиция не смогла остановить толпу хулиганов.

Почему? Эффект неожиданности? Непрофессионализм? Впрочем, это не первый и не последний случай – тенденция. Мы стали слабыми, разучились обороняться и защищаться. 
 

Особенно остро это прочувствовалось после того, как Андерс Беринг Брейвик высадился на остров Утойя. Несколько сотен людей стали заложниками одного террориста с автоматом.
Что может безоружный человек против автомата? Один, против направленного в грудь автомата мало что может. А два? А сотни? Автомат стреляет очередями, может скосить сразу несколько людей. Но автомат это не оружие массового поражения.

Да и безоружность это скорее состояние сознания, чем объективная реальность. С каких пор камни, палки, песок перестали быть оружием? С каких пор лес перестал быть укрытием?


 

Сотни человек разбежались по острову или бросились в холодные воды, а маньяк методично расстреливал всех, кто попадался ему на глаза. Я не нашел никаких сообщений в прессе о попытках сопротивления.
На острове собрали будущую элиту Норвегии, молодых политиков, готовящихся перенять власть в одной из богатейших стран Европы. Страны, которая вобрала в себя все, что есть хорошего и плохого в современной Европе. И Андерс Брейвик высветил это плохое, всю слабость современного общества не только Норвегии, но и всей Европы.
Эта слабость заключается в полной потере способности к самообороне, к решительным поступкам, к солидарности и кооперации.
После первого шока, когда маньяк убил нескольких людей, не успевших сообразить, что происходит, достаточно было бы трех мужчин, действующих согласованно, чтобы нейтрализовать убийцу. Один отвлекает внимание, другой прикрывает и страхует, третий заходит с тылу.
Конечно, легко рассуждать, сидя за компьютером! Легко срежиссировать подобную сцену нейтрализации террориста в кино, где Брюс Уиллис с компаньоном легко бы справился с задачей. А там – страх, шок, паника. Конечно, поэтому я и не спешил с выводами и дурацкими «советами».
Не спешил, но этот инцидент не выходит из головы. Как это стало возможным? Как мы дошли до жизни такой?

Фашизм, сталинизм, маоизм в ХХ веке сделали зло и насилие повседневным. Зло стало обыденным. Люди свыклись, и жили, соприкасаясь со злом и насилием ежедневно, отводя глаза, вытесняя его из сознания.
Потом мир стал гуманнее. В цивилизованной части мира права человека стали гарантированными. Зло и насилие не исчезли совсем, но обычный человек узнает о них из новостей и видит в кино, даже мысли не допуская, что это может случиться с ним самим.
Обыденность и повседневность зла притупляет чувствительность к нему, люди утрачивают способность противиться злу и насилию.
Но и гарантированная безопасность не лучше. Чувствительность ко злу может и не притупляется, но способность сопротивляться атрафируется.
Страстное желание, чтобы не повторились нацизм и сталинизм в Европе понятно и объяснимо. Но это страстное желание диктует порой не лучшие решения. Толерантность и терпимость – это очень хорошо, но где грань, за которой терпимость превращается в апатию и абулию?

Некоторые европейцы осуждающе смотрят на беларусов, терпящих диктатуру в своей стране, рассуждают о том, чего не хватает беларусам, чтобы скинуть диктатора. Хорошо рассуждать. Но мне приходилось наблюдать, как европейские граждане, оказавшись на должностях в Беларуси, ведут себя практически так же, как беларусские чиновники, подчиняясь дурным порядкам и распоряжениям беларусских вышестоящих властей. При том, что им лично беларусская диктатура ничем не угрожает, их безопасность и благополучие гарантированы. Но даже имея все гарантии личной безопасности европейские чиновники подчиняются, и даже принимают правила и нормы режима как должное. Они ведут себя так же, как люди на острове Утойя.

Европейцы отвыкли от насилия. Их не учат отвечать силой на силу. Но ведь на острове Утойя собрались вовсе не толстовцы или гандисты! И не христиане, вознамерившиеся воссоздать этос первых христиан в Риме времен Нерона, безропотно подставлявших насильникам вторую щеку!
А кто? Кто мы, современные европейцы (включая беларусов)? На что мы способны?

Comments

( 17 камэнтароў — Пракамэнтаваць )
ex_krywal
08 Жнв 2011 12:34 (UTC)
там леваки собрались. сидящие на пособиях хиппи.
tiradorrus
08 Жнв 2011 13:34 (UTC)
+500
и добрая треть с ожирением
worvik
08 Жнв 2011 13:40 (UTC)
Надо же?!!! И что?
ex_krywal
08 Жнв 2011 13:43 (UTC)
И то, что они не способны ни к чему типа сопротивления злу насилием. Они солдат-миротворцев называют фашистами, чо с них взять?
Но всё равно очень жаль. Всё равно это трагедия. И да, норвеги распустились...
mastersven
08 Жнв 2011 14:12 (UTC)
Праблемы скандынавау мяне турбуюць мала, аднак i аутара, трэба разумець, больш хвалюе лёс беларусау. Ну, давайце разгледзем гiпатэтычную сiтуацыю: гiпатэтычны Янка у гiпатэтычную сераду замест таго каб тупа шпацыраваць моучкi па плошчы завiтау у гiпатэтычны менскi завулак, дзе прытулiуся аутобус з гоблiнамi у чаканьнi каманды «фас». Некалькi гiпатэтычных, зразумела, бутэлек з «кактэйлем для молатава» (фiны яго звалi менавiта гэтак), ну а для ацалелых – сечаным дротам з абедзьвух руляу дзедавага абрэзу. Што далей? А далей як у тым самым кiно – няма выйсьця. Нават калi гiпатэтычны Янка знiкне з месца акцыi (а тое зусiм верагодна, бо гоблiны – зухi толькi супраць безабаронных батанiкау), то што яму рабiць далей? Зразумела ж ягоная акцыя адразу ж атрымае ярлык «тэрарызму», i не толькi з боку рэжыму, але й з боку рыэл-палiтыкау Захаду. Калi ужо Беляцкага уламiлi… . Ня трэба забываць i тутэйшых прафесiйных барцуноу. Гэтыя за спробу спакусiцца на iхнюю ролю «адзiных i галоуных абаронцау Беларусi» зацкуюць, закiдаюць лайном i, калi iм пашчасьцiць, здадуць як тару. Народ? У сэнсе «насельнiцтва». Ды пасьля таго, як яму прамыюць па БТ тое, што засталося ад мозгу, ён будзе стопудова упэунены, што гiпатэтычны Янка – галоуны вiнаваты у чым заугодна, пачынаючы ад выбуху у метро да дрэннага надвор’я на пачатку жнiуня. Карацей, куды не кiнься, паусюль навокал – адна вялiзная дупа.
Таму давайце завязваць з фантастычнымi сцэнарамi. У рэалiях будзе наступнае: у блiжэйшыя 10-15 год з тэрыторыi, памылкова названай «краiна Беларусь» з’едуць-сыйдуць усе больш-менш прыдатныя думаць i працаваць. Застанецца гэткае этна-палiтычнае непаразуменьне накшталт Калмыкii цi якой Тывы, заселенае збольшага пенсiянерамi, булдосамi i ментамi, кiруемае дынастыяй Лукашытау :-).
resta_by
08 Жнв 2011 18:22 (UTC)
Да и я вот о том же:http://resta-by.livejournal.com/287940.html.
По моему это самое страшное, что страна уедет.
А со мною спорят, говорят , что это нормально.
От сопротивления, аплодисментов завтра не повысится зарплата, а если собрать чемодан и съехать на заработки, точно повысится.
leon_by
08 Жнв 2011 14:19 (UTC)
воинствующая толерантность страшное оружие. всем лучше быть в зрительском зале
vz_mnenie
08 Жнв 2011 16:32 (UTC)
Здравствуйте!
Вы написали интересный пост, поэтому мы выбрали его для публикации в разделе «Мнения»
газеты ВЗГЛЯД.
С уважением, редактор раздела «Мнения» Екатерина Зоркина (gazetavz@gmail.com).
_windwalker_
08 Жнв 2011 17:49 (UTC)
Там кстати лондонская полиция таки пристрелила одного мудака, с которого всё и завертелось, как мне передало сарафанное радио.
lipski
08 Жнв 2011 18:15 (UTC)
По существу вопроса - полностью согласен.

Одно уточнение: у Брейвика был не автомат, стреляющий очередями, а самозарядная винтовка Ругер мини-14, которая стреляет только одиночными. Т.е. если напасть скопом, реально нейтрализовать стрелка. Вот только никто не пытался.
eldog
09 Жнв 2011 08:33 (UTC)
Абсолютно реально. Вот только из кучки нейтрализаторов один-два ляжет. На такое трудно решиться.
lipski
09 Жнв 2011 10:23 (UTC)
Ясно, что гораздо проще и безопаснее ждать пока тебя найдут и пристрелят. Или в воду холодную прыгать и плыть к материку, играя в живую мишень.
kolyadko
08 Жнв 2011 19:02 (UTC)
Признаться, всегда боялся таких обобщений: от локального эпизода - к Европам и Азиям. Там, на острове, так сошлись миллионы микроскопических обстоятельств. Да споткнись этот Брейвик в какой-то момент и потеряй на секунду контроль над ситуацией - и, возможно, не возникло бы повода для таких обобщений. Газеты писали бы об отваге кого-то из "островитян". Вот что смущает!
А написано действительно великолепно.
(Ананімна)
09 Жнв 2011 08:44 (UTC)
О боже!
Мацкевшизма не надо! Хватит уже этого откровенного либерасткого бреда!
(Ананімна)
10 Жнв 2011 11:53 (UTC)
Міхал Залескі
Сядзеў ў лесе на возеры, карасёў лавіў. І глядзеў разам з тым, як вылузваецца з гэткага дракона вадзянога страказа. Ажно вылезла і паўзе па хвашчынцы. Тым часам жабка яе ўпільнавала. І не паспела палятаць, адно крыльцы расправіла, а жабка як скочыць;і толькі хвост з роту засталося відаць, ды нешта хрумстнула.
Вось дзецям сваім меншым кажу, што мая выснова тут такая: на гэтым свеце ўсё проста так. А яны, параіўшыся, кажуць мне: "Займеў крылы - ляці адразу!". Дарэчы, я ж мог яе ўратаваць.
А дзед мой, Стэфан, наконт гэтага казаў, што забіваць варта ў двух выпадках: калі ты хочаш есьці, альбо цябе хочуць з'есьці.
iter_ignis
11 Жнв 2011 11:16 (UTC)
Успеете ли?
"Фашизм, сталинизм, маоизм в ХХ веке сделали зло и насилие повседневным. Зло стало обыденным. Люди свыклись, и жили, соприкасаясь со злом и насилием ежедневно, отводя глаза, вытесняя его из сознания. "
Насилие придумали Молотов с Рибентроппом, по указке палачей Сталина и Гитлера. А до них все мы жили в доброй сказке.

"Либеральное" сознание требует такой сказки, требует ненасилия, всеобщего благосостояния, либерте-егалите и прочих яичных кексов по воскресеньям. Требует, но создать его не может. Как только берётся действительно строить, а не мечтать - насилие и прочая грязь оппа, тут как тут. Никуда не деться. Но, утепляя себе задницу, нужно сохранять благостное лицо, и тут начинаются те самый чудеса лицемерия и двуличия, в которых только ленивый "либералов" не уличил.

"Либеральное", кстати, именно в кавычках, потому как к либерализму, как к фазе существования общества, относится постольку поскольку. Это сознание скорее просто мечтательное до инфантильности, или до подростковости, и связь с либеральной идеей - это не более чем казус эпохи. Христианский романтизм - мечта из той же серии, с той же траекторией, только постарше.

Практическая работа требует усилия и насилия. Кто сам не был насильственным достаточно долго, тот не сможет превзойти его, как метод решения проблем. Чтобы управлять им, и чтобы уменьшать его количество не потому что "зло", а потому что "неэффективно". Мечтательные "непротивленцы-либералы", живущие последние мирные годы (или месяцы) очень скоро скатятся в кошмар каннибализма, потому как до сих пор не ели друг друга не потому что умеют управлять голодным животным в себе и в социуме, а только из-за обилия другой еды. И тогда многие будут молить своих идолов послать им пусть не такую глыбу, как Сталин, а хоть какого-нибудь завалящего Пиночета.

Любопытно видеть, как "либералы" медленно взрослеют, делая для себя открытие за открытием. О да, мы входим в очень интересное время для всех. Все слова про это давно известны и обсосаны сто раз, все ж умные, университеты позакончили. Но вдруг оказывается, что под словами есть некий практический смысл, и от него ой! действительно, а не по книжному, больно и страшно! Как с этим быть, когда разговоры и умно-добрые выражения лиц уже не помогают?!

Успеете ли повзрослеть до того момента, как вас съедят ваши товарки по "диалогу"?

Пока вы задаёте себе самоидентификационные подростковые вопросы "Кто я? Где я?", решения требуют гораздо более серьёзные вещи. Если вы не дошли даже до этих жизненно важных вопросов, чего стоят ваши университеты?
( 17 камэнтароў — Пракамэнтаваць )

Profile

Доктор
worvik
Мацкевіч Уладзімір
Методология.by

Latest Month

Кст 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Распрацавана LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister